ы, счастливый обладатель домовой церкви или продвинутого иконостасного
интерьера, увы, в художественную самодеятельность наигрались. Уже
и детям вашим наскучило представлять Рождество Христово, убиение невинных
младенцев, совращение Магдалины. Значит, нужно поднять домашнюю постановку
на новый уровень.
Поводом
для этого могут служить данные ранее обеты - под мухой, в ночном кошмаре,
под пыткой; или праздники - желательно религиозные; или неожиданная
болезнь; или помазание миром и елеем кого-нибудь из домашних - блохастого
кота или сына-первоклассника; еще годится освящение новостройки, новой
покупки, любого предмета по желанию хозяина.
Для
этого в дом призывается "священнический чин, елико по силе".
В
кавычки заключен намек официанта на соразмерность ваших аппетитов
с финансовыми возможностями.
Приглашенный
поп заводит всех домочадцев в дом-церковь. Сначала совершает молебен
о всепрощении грехов. Если у вас семья большая, то грехов может набраться
часа на два-три. Так вы уж скажите попу, чтоб не тянул, списывал негатив
общим списком. Потом полагается молиться "за царя и великого
князя, имярек, всея Руси самодержца". Ну, это он древнему методисту
- "имярек" (правило составлено на века), а вы уж проследите,
чтобы батюшка вставлял правильные фамилии и имена вместо имяреков.
Он может их не знать, - держите в церкви святцы - тетрадку с правильными
Ф.И.О., должностями и званиями поминаемых за здравие и за упокой.
Следующим
слоем восхваляется президентская семья, администрация, правительство
- хотя бы до уровня вице-премьеров, и все силовики.
Потом
идет гуманитарный блок - патриарх и митрополиты, священники и монахи
общим упоминанием, пленные и зэки, больные и психи, прочие, уцелевшие
от предыдущих категорий христиане.
Наконец,
поминаются те, кто платил и заказывал музыку - хозяин и его жена,
чада и домочадцы "и все полезные им", в зависимости от текущей
конъюнктуры.
Далее
предлагаются особые блюда "меню". Сначала - напитки. Приготавливается
святая вода. Для этого можно взять воду из крана, но я вам рекомендую
запастись кипяченым отстоем, минералкой с выпущенным газом, дистиллятом
из аптеки или автосервиса. Святится вода Животворящим Крестом, либо
сливом с окропленных "чюдотворных образов" (иконок), либо
тем же - с "честных святых мощей", то есть коробочек с костями,
засохшими останками номенклатурных святых. Деньги за столь экзотические
блюда с вас возьмут немалые, но в отличие от ресторана, качество их
на вкус не проверишь. Так что, придется вам верить вслепую, закрыть
глаза на животворность креста, чудотворность иконки, натуральность
мощей.
Если
сыр-бор горит ради больного, то освящается не только вода, но и масло.
Оно может быть льняным, конопляным - из наркосодержащего нашего растения,
и тут вам нужно держать ухо востро, чтоб не пришили чего. Уж лучше
святите рафинированное подсолнечное, без холестерина и канцерогенов,
с которыми и Животворящий Крест не очень-то пока справляется. Освящение
масла для больного - повод разгрузить вас от лишних денег. Древний
диагност рекомендует призывать для этого "до семи и более священников,
а дьяконов сколько получится".
Тут
начинается полный беспредел. Вся черноризная братия запевает, ходит
кругами, сшибает мебель и аппаратуру, пальмы в горшках, попугайские
клетки и прочую церковную утварь. По действующему уставу в хороводе
освящают масло, кадят дымом по углам, окропляют все подозрительные
предметы святой водой, осеняют темные места Честным Крестом, и общим
хором благодарят "Бога в дому сем". По окончании представления
(Божественной Литургии) переходят к самому приятному - к трапезе.
Тут уж "едят и пьют священнический чин, монашеский и прочий приходящий".
А невесть откуда набежавшие "маломожные" должны быть "всячески
удовлетворены и одарены", после чего они по добру - по здорову
"отходят в домы своя, благодаря Бога" и щедрого хозяина.
Само собой, что для дарения и удовлетворения бомжей и алкашей вам
придется держать некий запас паленой водки, мелких монет советской
чеканки и промтоварного секонд-хэнда.
Такой
же расточительный сценарий предлагается и в память о покойных родителях.
Считается, что вы никак не сможете увернуться от их поминовения. Описанное
выше домашнее действо дополняется соборными панихидами в монастырях
и церквях с колокольным звоном и крестными ходами. По необходимости
можно и светские мизансцены выстраивать.
У
нас хоронили одного бандита, павшего в бою за народное счастье. Последовал
запрет ФСБ отпевать его по высшему церковному классу. Кафедральный
собор резко закрылся на реконструкцию. Пришлось городскому руководству
срочно прекращать ремонт театра и ставить панихиду по системе Станиславского.
Такие современные интерпретации классических постановок не ограничены
ничем. Была б у вас фантазия! Приведу еще примерчик.
День
освобождения нашего городка от немцев совпал с похоронами местного
рыночного героя, вот уж действительно - Имярека. Сей богобоязненный
патриот очень ловко превращал воду в вино, и был за это призван в
СС, не дожидаясь всеобщей мобилизации.
Одновременно
с праздником Освобождения (от немцев, а теперь еще и от Имярека) должен
был состояться городской партхозактив по итогам прошлого года. Собрание
элиты благополучно перенесли, а юбилей Освобождения никак не переносился.
В этом городе регулировались любые законы, но вот закон неуклонного
течения времени притормозить не получалось. Не удалось отправить в
1943 год управделами мэрии и шепнуть командиру танковой армии, чтоб
повременил с броском через замерзшую речку, а пил бы лучше водку имярековского
разлива - вот вам, товарищ генерал-майор, пара ящичков! Нет, не вышло.
Пришлось праздновать юбилей в день похорон.
Стали
с утра возле мэрии украшать сосновыми ветками бронетранспортер для
развоза венков по братским могилам.
Мимо
все время кто-то шел: в мэрию - просить и жаловаться, из мэрии - ворчать
и сокрушаться. Вот что услышали декораторы брони:
-
Большой человек - хоронить будут с воинскими почестями...
-
Богатый скотина - купил себе генеральские похороны ...
-
Вот времена! Бандита хоронят, как героя...
-
Совсем оборзели - вот куда наши денежки уплывают - сволочь хоронить!..
Воистину,
легче бронетранспортеру пройти в игольное ушко, чем богатому Имяреку
проскользнуть в Царство небесное, не ободравшись об общественное мнение.
БТР-то был ни при чем, хоронили героя на линкольновском катафалке…
Из
других рецептов художественной части священнодействия могу напомнить
Праздник Нептуна, безудержный гон по снежным просторам на тройке с
бубенцами, ловлю голых язычниц в папоротниковом лесу накануне Ивана
Купалы.
В
заключение приводится техника и тонкая рецептура водосвятия в привязке
к православному календарю (даты - по старому стилю, к ним нужно добавить
нехорошее число 13 и получишь нашу эру):
6
января и 1 августа вода святится только Животворящим Крестом. Его
трижды погружает в чаши святитель (Патриарх, митрополит, архиепископ)
или священник, трижды произносящий тропарь: "Спаси, Господи,
люди Своя". На Богоявление - то же самое, только тропарь поется
другой: "Во Иордани крещающуться, Господи".
При
этом на блюде лежат не совсем святые кресты, иконы и "чудотворные
честные мощи". Священник вынимает из чаши крест. Вода в чаше
уже стала святой, самая концентрированная святость стекает с креста
и капает. Нужно быстро поместить крест над блюдом, чтобы драгоценная
жидкость не смешивалась с прахом на полу. Теперь св. вода капает на
кресты, иконки, коробочки с останками. Святость передается от Креста
Животворящего крестам обыкновенным. Можно святить и напрямую, окуная
кресты и иконки в чашу. С крестами это просто получается, они обычно
небольшие и металлические - не размокнут. С иконами хуже. Икона может
быть и генеральская - в человеческий рост. А маленькие иногда по-быстрому
печатаются на струйном принтере. Если чернила китайские, запросто
могут поплыть. Совсем опасно окунать мощи. Если они настоящие, окунание
неизвестно как отразится на биологических свойствах воды. В любом
случае, препарат может размокнуть, рака (шкатулка), если она не серебряная
и не герметичная, раскиснет или наберет воды. Аквариум у вас получится.
Мощи Нептуна.
Поэтому
для сомнительных случаев предусмотрено легкое смачивание икон и мощей
губкой, предварительно окунаемой в чашу и отжатой до безопасной влажности.
Впрочем,
я сильно сомневаюсь в осмысленности этих действий. Мощи должны быть
святы исходно, от производителя, - если их хозяин действительно был
свят, - а не от замачивания неизвестно кем.
То
же и с крестом. В кресте святой является форма, а не содержание. Ведь
не святят же наши военные орла на кокарде. Впрочем, почему бы и нет?
Обмывают же они ордена и новые звездочки в водке.
Иногда
окружающая среда освящается не с креста, а с икон и мощей. Тогда губкой
набирается любая вода (см. выше), протирается икона или рака с мощами,
и губка, на поверхности которой ваша Aqua Minerale обрела православие,
отжимается обратно в чашку или на освящаемый объект - капот "Мерседеса",
палубу яхты, приклад автомата. Естественно, в чаше вода остается святой,
причем очень долго.
К
удивлению автора (кроме шуток!) святая вода в бутылочке от детского
питания под иконой Спаса у соседского пацана провисела год и не протухла,
не замутилась. Мы ее втихаря пили. Живы до сих пор. И может, именно
поэтому нам прощается столь многое. Непостижима, Господи, милость
Твоя! Непостижима и опала!
Святую
воду рекомендуется пить только в крайнем случае. Обычно ею кропят
алтарь и весь святой храм крестообразно, дома тоже брызгают по всем
местам и на домашний народ, - "во оставление грехов", и
для пропуска в жизнь вечную.
|